воскресенье, 02 июня 2013
Были сегодня в Академии Художеств на выставке «АССА». Пришли, потому что случайно забежали позавчера на пятнадцать минут, а куратор, которой оказалась одноклассница моего брата, сказала, что в субботу будут показывать «Два капитана II». И вот мы пришли, а там, оказывается, Бугаев. Ходит по выставке, что-то рассказывает, смеется такой. Мы стоим, читаем, и тут Лена меня толкает и говорит: ты поняла вообще, что это — вон стоит — Африка. И Дебижев, режиссер «Капитанов», о котором я ничего никогда не знала, а вот он пришёл весь такой серьезный. И внезапно всё было так интересно, в тему и правильно.
Африка ребячится совершенно. Но при этом он хорошо говорит правильные вещи. А Дебижев вообще говорит отлично. Что нас еще поразило — что они, будучи членами творческого сообщества, будучи частью всей этой истории, умудряются рефлексировать на тему и рассуждать об этом. (И что нужно пользоваться этим и спрашивать у них сейчас, как описывать их потом.)
Они говорили о, конечно, Курёхине, еще о Курёхине, ну и о Курёхине немножко тоже. Но, мне кажется, бесполезно это пересказывать и мусолить.
А еще
О лживости эволюции. Дебижев говорил о том, что, конечно, то, что было в девяностые, было нужно, это был выход накопившейся энергии, это было по сути неизбежно. Но то был перелом, а сейчас он уже пришел к осознанию, что все перемены на самом деле к худшему, и что вообще было бы лучше всего остановиться веке в пятнадцатом. — Мне показалось за сегодня, что Дебижев действительно просто так устал от всего, просто не чувствует больше никаких выходов. Как мы после недели бурной жизни на месяц запираемся дома не в силах на что-то эмоционально реагировать, а у него это в больших масштабах: так и он тридцать лет был во всём этом, а теперь не может уже больше. Потому что любой здравомыслящий человек понимает, что без перемен бы ничего не было, и что это мир идёт, а мы отстаём, что перемена это закон любой системы. А Дебижев сегодня представился мне суперздравомыслящим человеком.
Об информационном поле. Что информационное поле, которое работает на то, чтобы человек покупал, что ему не нужно, и делал, что ему скажут, придумал Геббельс. И что мы живём теперь в этом и в общем не паримся. — Я не поняла этого выпада от человека, который сидит с айфоном, ключами от неплохой машины и рейбенами.
Об авангарде в школе. На вопрос, нужно ли рассказывать обо всём этом детям в школе, Дебижев ответил, что в первую очередь нужно рассказывать детям о том, что всё разное: что есть разное искусство, разное восприятие реальности, что все границы шире, чем кажется. — Он настолько прав, настолько прав. Это то, что снизошло на меня в университете после тщательной подготовки почвы на школьных уроках литературы, и если бы мне доходчиво рассказали об этом раньше, мне было бы лучше, я бы раньше начала видеть и узнавать совершенно фантастические вещи.
О том, что есть великие, которые что-то делают, приносят новое, фонтанируют идеями, а есть вторые, третьи и четвертые, которые паразитируют на этих идеях, зарабатывают на них деньги и комкают их в совершенное непотребство. — Это очень точное описание, оно крутое, потому что это действительно так. Но мне не кажется, что по этому поводу можно расстраиваться или даже пытаться бороться с этим, потому что это как перемены: это неизбежно, по-другому просто не бы ва ет. Любой текст по своему завершению больше не принадлежит автору, а тут у нас в современности массы таковы, что ничего классного ждать не приходится.
Главное новое для меня. Мысль о том, что искусство сменило цели. Что изначально искусство было для того, чтобы описывать окружающий мир, помогать его осознавать, видеть и понимать, то есть искусство вело за собой человека. А потом в какой-то момент искусство стало критиковать уже существующее видение и понимание мира и пристроилось где-то позади человека. — Пусть это и не абсолютная закономерность на первый взгляд, но это правда. Так что хороший повод подумать ну эту тему, вообще оценить искусство по такому критерию, а для меня и подумать о том, что такое искусство и как его есть сейчас.
Потому что как они совершенно ясно сегодня сказали, как будто отвечая на наш с Леной позавчерашний вопрос (бже, мироздание наблюдает за нами), то, что изначально было только течением, способом, идеей — концептуализм, — в последнее время возводится в степень и становится абсолютом, заменяя собой всё остальное. И еще: «раньше в магазине продавали холст Мыльникову и не продавали Котельникову, теперь стало проще, и холст не продают никому»; но нет совершенно никаких причин, по которым они не могут сосуществовать; Котельников и Мыльников сами всегда договорятся между собой, когда никто не будет их стравливать.
Африка сказал, что цель этой выставки — предоставить доказательства, что всё это было, что все эти люди существовали, что это время существовало, жило и творило действительно. И что спрашивать, как связаны все эти люди, вот все эти материалы перед вами, вот как они было связаны. И на самом деле это важно. Всё остальное — выставка работ, знакомство с новыми художниками, элемент познания — тоже полезно, но ужасно важно (для меня) дать представление о том, что ничего не было отдельно, никто не был отдельно, всё это одни круги, одни места, клубы, сообщества, это броуновское движение в замкнутом пространстве, все знакомы и все связаны. Потому что на самом деле этого ощущения нет, как нет его и о двадцатом веке, и о девятнадцатом, и вот об этом времени двадцать лет назад.
Было еще много правильного. Наверное, я просто соскучилась по монологам умных людей, но это всё-таки было здорово. И в очередной раз я подумала, как забавно сначала знакомиться с контекстом, а потом с искусством, им порождённым.
Жизнь, жизнь!
@темы:
люди,
офф